Оценка нематериальных активов |
Понятие нематериальных активов (НМА) используется не только в бухгалтерском и финансовом учете, но также в управлении и в оценочной деятельности.
В самом широком и обобщенном смысле термин НМА — это специфические активы, для которых характерны:
Специфика данного вида активов влечет за собой трудности в определении их рыночной стоимости. Здесь также как и в ситуации с ценными бумагами оцениваются не сами НМА, а право собственности. Понятие НМА в оценочной деятельности несколько отличается от вышеуказанного, тем что, оценщик должен принимать в расчет все НМА, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе. При этом к числу активов, не учитываемых на балансе относятся, например, «персональный гудвилл (деловая репутация) «и «собранная вместе и обученная рабочая сила». Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и НМА эти «активы» необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании может быть решающим. Теоретически рыночная стоимость бизнеса, основанного на знаниях, не должна отличаться от рыночной стоимости любого другого бизнеса, обеспечивающего те же финансовые результаты. В соответствии с данным посылом: стоимость фирмы зависит лишь от величины приносимого ее деятельностью денежного потока и не зависит от структуры активов. Однако практика дает основания усомниться в справедливости данного утверждения. Оценка НМА – наиболее деликатная часть оценки бизнеса. Существенно при этом, что оценка бизнеса обычно предшествует оценке НМА. Сначала на основе доходного подхода и/или на основе анализа сопоставимых продаж определяется рыночная стоимость бизнеса в целом. Потом осуществляется оценка рыночной стоимости осязаемых активов. Оценка НМА в целом получается как разность между рыночной стоимостью фирмы (бизнеса) и стоимостью ее осязаемых чистых активов (активов за вычетом обязательств). Только после этого оцениваются НМА по отдельности, если это вообще необходимо. ООО «Эксперт+» оказывает в Ростове-на-Дону, Ставрополе и в других регионах РФ весь комплекс услуг по оценке нематериальных активов любых видов на основе профессиональных знаний и опыта работы выполнения сложных проектов по оценке аналогичных проектов и оценки бизнеса. К таким услугам относятся: Оценка лицензий Современная мировая практика показала, что наиболее развитой формой технологического обмена на внутренних и внешних рынках экономически развитых стран является лицензирование, т. е. составление, регистрация и передача лицензионных договоров об уступке исключительных и неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Лицензий может быть основой целого бизнеса и являться основным активом предприятия, например лицензия на карьерные работы или добычу полезных ископаемых. Поэтому в таких ситуациях профессиональная оценка приобретает особую значимость для собственников и инвесторов. Оценка патентов Необходимость патентной деятельности в условиях рыночной экономики России уже ни у кого не вызывает сомнений. Иногда наличие патентов является самым веским аргументом патентообладателя в конкурентной борьбе, вынуждающим соперника покинуть уже освоенный им рынок. Однако чтобы правильно распорядиться патентом на новое техническое решение, полезную модель или товарный знак и ввести его в коммерческий оборот, правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен осуществить оценку патента. Оценка товарных знаков (брендов) Товарный знак – запоминающийся образ, символ, обозначение, позволяющие отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей. Ценность исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания заключается в том, что они обеспечивают их обладателю определенные, иногда весьма существенные, преимущества в бизнесе. Бренд – более широкое понятие, чем товарный знак. Если товарным знаком обозначается конкретный товар, зарегистрированный государственным органом, то бренд – это тот образ, который возникает в сознании потребителя при виде товарного знака. Под брендом чаще всего подразумевается известная марка, которая ассоциируется в сознании потребителя с конкретными товарами или услугами. Оценка товарного знака компании (бренда) положительно влияет на ее общую рыночную стоимость и, следовательно, на ее привлекательность для партнеров и инвесторов. Оценка ноу-хау и компьютерных программ Ноу-хау как термин и как продукт коммерческого оборота и объект правового регулирования появился в США, но вскоре вышел на международную арену. В буквальном переводе с английского know-how означает «знать как» (сокращенный вариант фразы «знать, как это сделать»). Зачастую термин ноу-хау ошибочно употребляют как синоним важной технической новинки. Оценка нематериальных активов, включающая в себя оценку ноу-хау как некой совокупности методов, приемов и знаний технического, административно-управленческого или финансового характера, не защищенных государственными патентами или свидетельствами, может осуществляться для целей взноса в уставной капитал предприятий, купли-продажи, изменения учетной балансовой стоимости, определения размера капитализации компании и др. Оценка ноу-хау, результатов НИР и НИОКР, технологий, всевозможных улучшений и рационализаций производится на основе сопоставления стоимости затрат на создание данного нематериального актива и коммерческой выгоды (или иной пользы), которую данный объект приносит или может приносить. Оценка гудвилл (деловая репутация) Гудвилл – это преимущества, которые получает покупатель при покупке уже существующей и действующей компании, по сравнению с организацией новой фирмы. Однако для оценки гудвилла продажа компании не является обязательным условием. Для большинства задач оценка гудвилла заключается в определении совокупности тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов обращаться именно к данному предприятию и которые приносят фирме прибыль сверх требуемой для получения разумного дохода на все остальные активы компании, включая доход на нематериальные активы, которые могут быть идентифицированы и отдельно оценены. |
Ожидайте ответа специалиста в течение 5 - 30 минут